Левантино

Левантино

XIV – XV ст.

Левантино (средиземноморский готический стиль) — архитектурный стиль, развинувшийся на территории Испании вдоль побережья Средиземного моря.

Ансамбль церкви Санта-Мария-ла-Майор и крепость в муниципалитете Вальдерробрес

Церковь Санта-Мария-ла-Майор возведена на высшей точке поселения и является одним из самых интересных образцов средиземноморского готического стиля на территории комарки. Здание относится к т.н. стилю «левантино» и датируется XIV-XV вв.

Здание состоит из одного прямоугольного в плане нефа, состоящего из трех пролетов, полигональной апсиды, боковых капелл и трех пентагональных капелл, расположенных радиально вокруг апсиды.

Между контрфорсами апсиды расположены три пятиугольных капеллы. В первом пролете, начиная с алтарной части храма, расположены гексагональные капеллы (по одной с каждой стороны). Все эти части храма перекрыты крестовым сводом. Нервюры соединяются в ключе свода, пролеты нефа отделены друг от друга арками. Со стороны Евангелия расположены трибуны, благодаря котрым увеличивалась вместимость храма. Трибуны были предназначены для сеньоров, которые таким образом выделялись среди остальных верующих.

Во втором пролете нефа со стороны Евангелия находится прямоугольная капелла, а со стороны Эпистолы — южный портал храма. В третьем пролете со стороны Евангелия расположена прямоугольная в плане капелла, а со стороны Евангелия — гексагональная капелла. Ранее вход в этот пролет осуществлялся через западный портал.

Портал расположен во втором пролете со стороны Эпистолы. Портал увенчан круглым окном-розеткой.

Скульптурная декорация сосредоточена в верхней части фронтона, на капителях, фризе и контрфорсах. Фронтон окрашен рельефным изображеним Спаса Вседержителя, окруженного двумя фигурами меньшего размера, предположительно ангелами. На капителях слева вместе с растительными мотивами изображены сцены из истории Ноя. Капители справа украшены растительными и животными мотивами, а также фигурами пророков. Эти изображения могут иметь отношение к истории Ноя или его потомков (Сима, Хама и Иафета) после всемирного потопа.

Сооружение храма проходило в два этапа: в течение первого этапа (во времена Педро Лопеса-де-Луны, 1314 — 1345) была возведена большая часть здания; в течение второго этапа (во времена Гарсиа Фернандеса-де-Эредия, 1383 — 1411) был построен второй уровень башни-колокольни и нартекс.

Приходская церковь Успения Пресвятой Богородицы (Iglesia Parroquial de la Asunción de Nuestra Señora), Аренс-де-Льедо

Построена в середине XIV в. (между 1340 и 1350 гг.). Церковь была провозглашена объектом, представляющим историко-культурную ценность (BIC) в 1983 г. Здание имеет прямоугольную форму, один неф, прямоугольный фасад и боковые капеллы. Неф перекрыт цилиндрическим сводом, пресвитерий — крестовым сводом. В четвертом пролете находится винтовая лестница, ведущая к колокольне. Интерьер здания характеризуется использованием минимального количества декоративных элементов. Исключением является ключ свода пресвитерия, который украшен силуэтами рыб — символов Аренс-де-Льедо (они также являются основными элементами, которые украшают герб муниципалитета).

Приходская церковь Апостола Сантьяго (Iglesia de Santiago Apóstol), Льедо

Напротив здания муниципального совета Льедо расположена приходская церковь. Храм, посвященный апостолу Сантьяго, построен в готическом стиле и датируется XIV в. К сожалению, надпись, которая была расположена рядом с дверью «Kalendis aprilis anno Domini 1313 obiiit Bernardus Cirera huyus Eclesiae Magister, hic jacet» не сохранилась до нашего времени.

Храм выполнен из тесаного камня. Здание имеет один неф. Пресвитерий отделен от остальных нефов стрельчатой аркой и перекрыт крестовым сводом, нервюры которого опираются на колонны. Ключ свода воспроизводит изображение Пасхального Агнца.

Остальныая часть нефа перекрыта цилиндрическим сводом. По обеим сторонам нефа расположены боковые капеллы. Капеллы декорированы в стиле эпохи Ренессанс.

Интересными элементами главного фасада храма является портал, большое окно, колокольня и винтовая лестница. Портал оформлен в виде готической стрельчатой арки с шестью архивольтами. Вход в здание характеризуется отсутствием декоративных элементов.

Колокольня расположена справа от фасада, имеет две полуциркульные арки для размещения колоколов. Винтовая лестница расположена с противоположной стороны фасада. Здание колокольни — полигональное в плане, напоминает башню с амбразурами.

Здание было провозглашено объектом, представляющим историко-культурную ценность (BIC), 17 мая 1984г.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Iglesia de la Asunción de Nuestra Señora), Кретас

Хотя церковь в Кретасе посвящена Успению Пресвятой Богородицы, приход находится под покровом святого Иоанна Крестителя (San Juan Bautista). Церковь была провозглашена объектом, представляющим истоико-культурную ценность, 8 февраля 1983г. Структура здания соответствует типологии поздней готики: здание прямоугольное в плане, имеет один неф, полигональную апсиду и боковые капеллы между контрфортами. Центральный неф перекрыт звездчатым сводом. С каждой стороны расположено по четыре капеллы, которые соединены с центральным нефом полуциркульными арками. Первые две капеллы перекрыты звездчатым сводом, две следующие — крестовым сводом. Четвертая капелла со стороны Эпистолы имеет уменьшенные размеры и раньше использовалась в качестве баптистерия. Четвертая капелла со стороны Евангелия перекрыта сводом с кессонами, декорированными головами ангелов и подвесками.

Большой художественный интерес представляет портал храма, который поражает своими контрастами и антикласическими элементами: раскрепованные фронтоны, значительная разница в высоте между маленькими парными колоннами в нижней части фасада и изящными боковыми колоннами. Здание храма было построено в XVI в., соответственно, оно объединяет элементы архитектурных стилей готика и ренессанс.

Портал здания состоит из двух ярусов, которые разделены между собой антаблементом. На нем изображены святые Сан-Педро и Сан-Пабло (апостолы Петр и Павел). Фриз богато украшен барельефами со сценами страдания, смерти и воскресения Иисуса Христа. На верхнем ярусе портала расположены пять ниш, которые на сегодняшний день являются пустыми. Портал венчает фронтон с рельефным изображением Бога Отца в окружении херувимов.

Все эти элементы обрамлены изящными колоннами и величественным фронтоном. Треугольное поле фронтона (тимпан) заполнено барельефом на тему Коронации Пресвятой Девы Мариии Святой Троицей. В центральной части изображения находится силуэт Девы Марии, с обеих сторон от которой расположены рельефные изображения Бога-Отца и Бога-Сына. В центре над короной расположено изображение голубя как символа Святого Духа. Тема Святой Троицы подчеркнута треугольной формой фронтона. Положение рук Бога-Отца и Бога-Сына, которые держат корону, снова подчеркивают важность треугольной композиционной схемы.

Приходская церковь Сан-Педро Мартир (Iglesia parroquial de San Pedro Mártir), Торре-дель-Компте

Сооруженный в XIV в. храм имел один неф и полигональную апсиду, перекрытую крестовым сводом. Неф состоял из трех пролетов, которые были разделены между собой стрельчатыми арками. Церковь была реформирована и расширена в XVI и XVII ст. В этот период были достроены два боковых нефа, хор и колокольня.

Стены апсиды пронизывают большие готические окна, в центральном окне сохранился оригинальный геометрический орнамент.

В интерьере готическая декорация представлена ключами и капителями центрального нефа, украшенными растительными и геральдические мотивами, изображениями птиц с переплетенными шеями, драконов и религиозными сценами.

Церковь Санта-Мария-ла-Майор (Iglesia parroquial de Santa María la Mayor), Масалеон

Приходская церковь Санта-Мария-ла-Майор сохраняет готическую структуру в основной части храма: апсиде и трех пролетах нефа. Эта часть храма датируется концом XIV — началом XV в. Храм имеет полигональную апсиду, перекрытую крестовым сводом с семью нервюрами. Готическая декоративная скульптура ограничивается ключами свода и кронштейном.

Храм подвергся нескольким существенным реформам: в частности в XVII в. были переоборудованы боковые капеллы, а в XVIII в. были осуществлены некоторые незначительные реформы. Во времена Второй Испанской республики в алтарной части соорудили дверь и использовали помещения церкви в качестве бара. Во время последней войны храм потерял все ретабло и образы.

Церковь Преображения Господня (Iglesia de la Transfiguración del Señor), Фуэнтеспальда

В строительстве храма различают два этапа: готический и барочный. К готическому периоду относятся: апсида, первый пролет нефа и соответствующие капеллы (четырехугольная и шестиугольная), перекрытые крестовым сводом.

Готическая декоративная скульптура представлена кронштейнами и ключами свода. На ключе свода находится изображение Спаса Вседержителя, вписанное в восьмиугольник. Замковые камни двух боковых капелл воспроизводят изображение Девы Марии, а кронштейны украшены растительными и зооморфными мотивами. В экстерьере сохранились две фигуры гаргулий.

Интерьер храма был перестроен в стиле барокко. На внутренней поверхности свода появились изображения святых (святой Павел, святой Петр, святой Фома), увенчанные фигурами ангелов с медальйонами, на которых указаны имена каждого святого. На парусах свода изображены фигуры четырех евангелистов.

До сегодняшнего дня сохранился оригинальный орган работы Франсиско Турула (Francisco Turull), сконструированный в 1704 г.

Приходская церковь Успения Пресвятой Богородицы (Iglesia Parroquial de la Asunción de Nuestra Señora), Рафалес

Приходская церковь муниципалитета Рафалес была провозглашена памятником, представляющим историко-культурный интерес (BIC) 8 февраля 1983 г. Храм имеет один неф, пентагональную апсиду и боковые капеллы. Центральный неф и боковые капеллы, находящиеся рядом с алтарной частью храма, перекрыты крестовым сводом. Алтарная часть храма перекрыта веерным сводом.

Храм является результатом нескольких конструктивных этапов. Первый этап соответствует готическому стилю, готика представлена апсидой, первым пролетом центрального нефа и двумя гексагональными капеллами. Вскоре храм был расширен, были достроены два пролета центрального нефа и соответствующие капеллы. Кроме этого, элементы в стиле барокко появились на портале храма, в хоре и в декорации интерьера. Поэтому различают три фазы в построении храма: готическая (XIV-XV вв.), конструктивная фаза XVI в. (поздняя готика) и этап барокко.

Часовня Богоматери Монтсеррат (ermita de Nuestra Señora de Montserrate), Форнолес

Расположена недалеко от автотрассы Сарагоса — Кастельон в окружении величественных кипарисов. Часовня была провозглашена памятником, представляющим историко-культурную ценность (BIC) 25 мая 1983 г.

Часовня была построена в XIV в. В течение последующих веков здание подверглось многочисленным реформам (портал, боковой вход, на котором видим надпись, на котором указан 1681 год, колокольня, купол первого пролета часовни, капеллы с куполами со стороны эпистолы).

Ансамбль храма состоит из здания церкви и галереи. Церковь построена в стиле готики, хотя алтарная часть храма потерпела значительных преобразований. Храм состоит из одного нефа, состоящего из трех пролетов: нартекса, перекрытого цилиндрическим стрельчатым сводом, центрального пролета, перекрытого крестовым сводом, и алтарной части с куполом над барабанами и парусами свода. Две капеллы расположены со стороны Евангелия и две двери — со стороны Эпистолы.

Наибольшая роскошь скульптурной декорации сосредоточена главным образом на оригинальном портале. Вход в церковь оформлен в виде готической арки с 5 стрельчатыми архивольтами и колоннами, украшенными зооморфными и растительными орнаментами. С левой стороны изображены эпизоды встречи Марии и Елизаветы, Богоявления, Благовещения пастухам, поклонения пастухов, бегства в Египет. В интерьере декоративная скульптура ограничивается капителями при входе в капеллу второго пролета.

Нерегулярная в плане галерея отличается наличием полуциркульных арок, опирающихся на колонны.

© Comarca del Matarraña, 2014. Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается только со ссылкой на первоисточник.

Реклама